Главная Регистрация Вход

Для работы в проекте нужно Зарегистрироваться или Войти.

Теперь вы можете получать деньги, добавляя книги на наш сайт. Подробнее об этом читайте здесь.

Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства

Е.В. Афонасин

Название Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства
Автор Е.В. Афонасин
Метки религия история религиоведение
Размер 0.27 МБ
Рейтинг книги
0.00
(оценок < 5)
1 10

СКАЧАТЬ КНИГУ

ЧИТАТЬ ONLINE

БУМАЖНАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ


"Valentinus Gnosticus?" - так озаглавлено одно из наиболее значительных недавних исследований, посвященных Валентину. Его автор, тюбингенский филолог Кристоф Маркшиз (Christoph Markschies)[1] отказывается верить христианским ересиологам, типа Иринея и, базируясь на нескольких фрагментах, которые сохранились в {Строматах} Климента Александрийского и {Опровержении всех ересей} Ипполита Римского, пытается реконструировать действительное учение Валентина. Попытка "вычитать" доктрину Валентина из столь ограниченных свидетельств, даже после подробного интер-текстуального и сравнительно-исторического анализа, который искусно проделывает Маркшиз, впечатляет, однако не убеждает. Подробный анализ фрагментов Валентина показывает лишний раз, до какой степени этот мыслитель укоренен в современные ему христианскую и платоническую традиции. Создается впечатление, что для того, чтобы получить полное представление об этом следует скорее расширить, нежели сузить круг свидетельств, в надежде, что на их фоне слова замечательного гностика приобретут новый блеск и значение. Маркшиз заставляет лишний раз задуматься над тем, что же собою представляет гносис и гностицизм. Не являются ли, в конечном итоге, {гностики} изобретением апологетов христианской ортодоксии? Каково действительное место таких разнообразных мыслителей как Валентин, Василид, Маркион, Мани в контексте греко-римской и христиано-иудейской культуры? И если гностицизм - это нечто большее чем христианская "ересь", мешающая "ортодоксии", как христианские авторы желают убедить нас, то каково же его подлинное место и значение?

Прежде всего, следует помнить, что наше знание о раннем периоде развития христианства очень ограничено и базируется на "политически корректном" и специально отобранном позднейшими поколениями материале. Не было и не могло быть церковной истории так, как ее представляет Евсевий. Очень сомнительно, что трактаты Иринея или Ипполита имели в свое время больший вес и значение, нежели труды самого Валентина. Слишком запутанные свидетельства - это, в некотором смысле, хуже, чем полное их отсутствие. Требуются значительные, и часто безрезультатные, усилия для того, чтобы рассеять хотя бы немного этот информационный туман. Первым и последним нашим источником, где голоса гностиков звучат независимо от их критиков, является недавно обнаруженная гностическая "библиотека".[2] Однако большинство составляющих ее текстов, как это показывают исследования, датируются третьим - четвертым веками, таким образом разрушая миф о том, что христианская ортодоксия сформировалась во втором веке,[3] но с другой стороны, проливая достаточно мало света на то, что же происходило во втором веке, во времена Валентина.



Популярные книги раздела
Основы религиоведения
Яблоков И.Н., Борунков Ю.Ф., Новиков М.П.
Апостол здоровья
Неумывакин И.П.
Чтобы оставить отзыв от имени, Зарегистрируйтесь или войдите на сайт.


загрузка...